A A A

В 1725 году в споре о престолонаследии решающую роль сыграли гвардейские полки, которые были на стороне сподвижников Петра I и его  семьи, императрицей стала жена Петра – Екатерина. Чтобы смягчить конфликт между родовитой знатью и людьми выдвинувшимися в петровское время, был создан Верховный тайный совет, где противостоящие стороны участвовали на равных. Екатерина I подписывала решения Верховного совета как свои.

Сложности внутриполитической ситуации в России давали Швеции надежду вернуть утраченное в Северной войне, враждебно относились к усилению России такие крупные европейские страны как Англия и Франция. В международной политике важно было всё: искусная дипломатия, союзные договоры, династические браки, но при этом всегда необходимо было демонстрировать военную силу и готовность вступить в бой за свои интересы. Кронштадт, потеряв любовь и заботу своего основателя, окончательно лишился перспективы строительства здесь парадных набережных и новых резиденций, но росла значимость его гаваней, фортификационных сооружений, и очевидной была необходимость завершения строительства гидротехнической системы для ремонта кораблей.

 

Долгое время еще продолжали работать запущенные Петром I государственные механизмы, служили по контрактам нанятые ранее иностранные специалисты, возвращались в свою страну после обучения за границей петровские «пенсионеры». Строительством Кронштадта руководили созданные в 1718 году Военная коллегия и Адмиралтейств-коллегия.  

Еще в 1722 году Петр I издал указ о строительстве в морской слободе «на горе» церкви и сам отметил место для нее на плане Кронштадта. Архитектор Адмиралтейств-коллегии Иван Коробов получил задание сделать проект церкви, эта была первая работа молодого зодчего только что вернувшегося в Россию после обучения в Голландии и Бельгии. По распоряжению Синода надлежало «оную церковь во имя Богоявления Господня строить по подобию прочих святых церквей без всякого по своему смышлению приложения и умаления.» . Деревянная на каменном фундаменте церковь была выстроена в традициях петровского времени, её главным украшением стала семи ярусная колокольня, которая заканчивалась небольшой луковичной главой с крестом, к нему был прикреплен флюгер в виде золоченой фигуры ангела. Церковь освятили в мае 1731 года, и её 52-метровая колокольня более ста лет служила ориентиром для кораблей подходящих к Кронштадту, а для кронштадтцев отсчитывали время часы, помещенные на одном из верхних ярусов колокольни.

Архитектор Коробов выполнил и образцовые проекты для строительства деревянных домов в Кронштадте, высокая крыша «с переломом», наличники окон этих домов характерны для построек петровского времени.

В январе 1730 года в России вновь наступил кризис власти, умер четырнадцатилетний император  Петр II – последний прямой потомок династии Романовых по мужской линии. Верховный тайный совет решил обратиться к женской линии династии и призвать на трон одну из дочерей брата Петра I – Ивана. Десятилетие правления императрицы Анны Иоановны осталось в русской истории как время проявившее негативную сторону сближения с Европой, у престола императрицы Анны стояли иноземцы не скрывавшие своего призрения к русскому дворянству. 

Имперская политика кабинета министров Анны Иоановны вовлекла Россию в войну за «польское наследство» в союзе с Австрией и Пруссией против Франции. В войне участвовал и русский флот, у берегов Польши он обратил в бегство французскую эскадру. 

Все сложнее становилась обстановка на южных рубежах страны, война здесь была жизненной необходимостью. В 1735-1739 годах русско-турецкая война дала России выход к Азовскому морю в низовьях реки Дон, но без права держать корабли в южных морях. Петербург и Кронштадт по-прежнему оставались главной военно-морской базой русского флота.

В немногочисленных постройках тридцатых годов восемнадцатого века в Петербурге самым заметным было главное здание Адмиралтейства, в нем воплощалась идея города «при море», где строился российский флот. Ещё при Петре I для размещения высшего органа управления флотом Адмиралтейств-коллегии в центре южной части адмиралтейских  строений было построено двухэтажное мазанковое здание со шпицем и золоченным корабликом на его острие. От этого здания лучами расходились улицы. Три центральные шли до Новгородского и Нарвского трактов. Вниз по течению Невы вела Галерная улица к подсобным предприятиям и Галерной верфи, с другой стороны от Адмиралтейства для Петра I был построен Зимний дворец и с тех пор в этой части Петербурга находились главные резиденции российских императоров, а рядом с ними дома богатой знати. Главное предприятие Петербурга сконцентрировало вокруг себя строящийся город, это не было предусмотрено не одним из планов строительства.

В 1737 году комиссией о Санкт-Петербургском строении был создан опорный план города, который фиксировал существующую застройку и подготавливал новый этап развития в том же направлении от левого берега Невы к дорогам, идущим в центр страны. Авторами этого документа были русские архитекторы П.М. Еропкин, М.Г. Земцов, И.К. Коробов. Мазанковая башня Адмиралтейства к тому времени уже обветшала и не соответствовала центральному положению в застройке города, её перестройка была поручена главному архитектору Адмиралтейств-коллегии Коробову. В 1738 году работы были завершены и стройная 72-метровая башня с золоченым шпилем и корабликом плывущим в небе вызывала восхищение путешественников сворачивающих с Новгородского тракта на Большую перспективную дорогу, которая превращалась в главный проспект Петербурга.

Адмиралтейств-коллегия руководила и строительством дока-канала в Кронштадте. В сентябре 1734 года руководителем работ здесь стал талантливый инженер-фортификатор И.Л. Люберас, он изменил проект сложной гидротехнической системы создававшейся с 1719 года, предложив использовать уже вырытый канал как док для ремонта кораблей, а котлован за ним и бассейн приспособить для водосброса. По расчетам инженера док мог принять первые корабли через три года, но строительные  работы затянулись, и торжественное открытие уникального гидротехнического сооружения состоялось только в 1752 году, в царствование уже другой императрицы – Елизаветы Петровны.